Российские фильмы – лауреаты Берлинского кинофестиваля

В столице Германии продолжает свою работу 66-й международный кинофестиваль. На главный приз – «Золотого медведя» – претендует 18 фильмов, в числе которых в этом году, к сожалению, нет российских картин. Однако прежде отечественные ленты нередко участвовали в этом престижном международном киносмотре и получали там награды.

«Восхождение», режиссер Лариса Шепитько

«Золотой медведь», приз ФИПРЕССИ (1977)

Кадр из фильма «Восхождение» (1976)
Кадр из фильма «Восхождение» (1976)

Военная драма Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников» стала первым советским фильмом, победившем на Берлинском кинофестивале, и последней завершенной работой режиссера.

«Задача строилась на том, чтобы вовлечь и зрителя в это испытание, повести на свидание с совестью. Потому что в каждом из нас сидит и Сотников, и Рыбак. и следователь. Они три начала в человеке. В этом путешествии нет конца», – говорила о своем фильме Шепитько.

Жюри Берлинского МКФ тогда возглавляла австрийская актриса Зента Бергер, а в его состав входили Райнер Вернер Фассбиндер и Андрей Кончаловский. После победы на фестивале в 1977 году Лариса Шепитько вошла в состав жюри следующего Берлинале.

«Тема», режиссер Глеб Панфилов

«Золотой медведь», приз ФИПРЕССИ (1987)

Кадр из фильма «Тема»
Кадр из фильма «Тема»

Пролежавшая более семи лет «на полке» картина Глеба Панфилова «Тема» с Михаилом Ульяновым в главной роли изначально являлась фаворитом 37-го Берлинского международного фестиваля и в итоге получила «Золотого медведя», опередив «Взвод» Оливера Стоуна, «Дурную кровь» Леоса Каракса и «Скорбное бесчувствие» Александра Сокурова.

Как вспоминает кинокритик Дмитрий Савельев в книге «Новейшая история отечественного кино. 19862000», «в отношении «Темы» Берлин единодушен. Вокруг картины поднят невероятный ажиотаж, ее автор постоянно находится в центре внимания журналистов».

«Сто дней после детства», режиссер Сергей Соловьев

«Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу (1975)

Кадр из фильма «Сто дней детства»
Кадр из фильма «Сто дней после детства»

Главный подростковый фильм советского кинематографа попал не в самый сильный конкурс Берлинале, однако режиссер Сергей Соловьев в борьбе за «Серебряного медведя» смог одолеть Кирка Дугласа, Кшиштофа Занусси, Алана Бриджеса и Вуди Аллена. Через два года после премьеры в Берлине лента была отмечена Государственной премией СССР.

«Может показаться странным, что Сергей Соловьев, чьи предыдущие ленты были экранизациями классики, вдруг обратился к современности, причем к «сложным простым» проблемам четырнадцатилетних подростков. На самом же деле существует тесная связь фильма «Сто дней после детства» с его прежними работами. Соловьев из тех режиссеров, кто в своем творчестве остается удивительно цельным, несмотря на крайние различия в проблематике и жанре собственных произведений. В сущности, это и есть признак истинного художника», – отмечает критик Сергей Кудрявцев в своей книге кинорецензий «3500».

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», режиссер Александр Зархи

Лучший актер – Анатолий Солоницын (1981)

Фрагмент постера фильма «26 дней из жизни Достоевского»
Фрагмент постера фильма «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

Любимый актер Андрея Тарковского Анатолий Солоницын мог бы сыграть Федора Михайловича Достоевского в так и не снятом «Идиоте» Тарковского, однако роль великого писателя настигла его только на исходе карьеры, в не самом удачном фильме Александра Зархи. Несмотря на несколько десятков ролей в кино, актерский «Серебряный медведь» Берлинале стал единственной наградой Солоницына, скончавшегося в 1982 году от рака легких. Свой приз в Берлине Солоницын разделил с американским актером Джеком Леммоном, известном зрителю по роли Дафны в культовой музыкальной комедии Билли Уайлдера «В джазе только девушки». В 1981 году в конкурсе Берлинале была представлена драма «Чествование», за которую, кроме актерского «медведя», Леммон впоследствии получил номинацию на премию «Оскар».

«Влюблен по собственному желанию», режиссер Сергей Микаэлян

Лучшая актриса – Евгения Глушенко (1983)

Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию»
Кадр из фильма «Влюблен по собственному желанию»

Лирическая комедия Сергея Микаэляна запомнилась всем советским зрителям и главным героем, которого сыграл Олег Янковский, и героиней, которой все-таки удалось заполучить этого красавца и превратиться из скромной библиотекарши и красотку. Причем именно актриса Евгения Глушенко, сыгравшая главную роль, поразила жюри Берлинале, которое тогда возглавляла француженка Жанна Моро. Мужская актерская награда в 1983-м досталась знаменитому американцу Брюсу Дерну.

«Военно-полевой роман», режиссер Петр Тодоровский

Лучшая актриса – Инна Чурикова (1984)

Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Кадр из фильма «Военно-полевой роман»

Народная мелодрама Петра Тодоровского в конкурсе 34-го Берлинского кинофестиваля состязалась с фильмами Этторе Сколы, Луи Маля, Роланда Эммериха и Джона Кассаветиса, который в итоге и получил «Золотого медведя» за свой предпоследний фильм «Потоки любви». Но даже при такой конкуренции жюри под руководством актрисы Лив Ульман поняло, что не отметить фильм Тодоровского и работу в нем советской актрисы Инны Чуриковой, сыгравшей жену Саши Нетужилина, нельзя.

«Веру играет Инна Чурикова. О ней можно писать много и в самых превосходных степенях. Она актриса неожиданных решений. Потрясают ее музыкальность и чувство юмора», – говорил о Чуриковой Петр Тодоровский.

«Потомок Белого барса», режиссер Толомуш Океев

Приз за выдающийся вклад в киноискусство (1985)

Фотография из журнала с кадром из фильма «Потомок белого барса» / kinopoisk.ru
Фотография из журнала с кадром из фильма «Потомок Белого барса» / Kinopoisk.ru

Снятый по мотивам киргизских народных сказаний «Потомок Белого барса» представлял в программе 35-го Берлинале восточный колорит, без которого уже сейчас не обходится ни один фестиваль. К тому времени Толомуша Океева уже хорошо знало фестивальное движение Европы: две его картины – «Лютый» и «Красное яблоко» – были отмечены почетными дипломами МКФ в Локарно. Поэтому «Серебряный медведь» за выдающиеся достижения в области киноискусства, присужденный режиссеру жюри под руководством французского актера Жана Маре, стал вполне логичным продолжением успешного шествия азиатского кино по всему миру.

«Путешествие молодого композитора», режиссер Георгий Шенгелая

«Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу (1986)

Кадр из фильма «Путешествие молодого композитора» / kinomania.ru
Кадр из фильма «Путешествие молодого композитора» / Kinomania.ru

Созданная на студии «Грузия-фильм» ироническая киноповесть по роману Отара Чхеидзе «Ветер, которому нет имени» стала одной из самых тонких и лирических работ среди участников 36-го Берлинского международного кинофестиваля, жюри которого тогда возглавляла актриса Джина Лоллобриджида. В его состав входил и классик грузинского кинематографа Отар Иоселиани. Действие фильма «Путешествие молодого композитора» происходит в 1907 году, однако зрители угадывают в нем характерные черты начавшейся в СССР перестройки.

«Очевидно было, что фильм рисует козни отнюдь не царского режима. И, тем не менее, напрашивающиеся аллюзии хоть и прозрачны, но отнюдь не нарочиты. Сама эта тонкость, возникающая из многочисленных недомолвок и недоговоренностей, негромкость интонации и замедленность ритма выглядят несколько странно и не слишком уместно на общем перевозбужденном и достаточно агрессивном фоне Берлинале-86, в конкурсе которого преобладают «остро современные» фильмы с экзотическими сюжетами, экстраординарными героями и непременным присутствием проблем секса, наркотиков или терроризма», ­– рассуждают киноведы Олег Ковалов и Анна Мурзина в книге «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000».

«Комиссар», режиссер Александр Аскольдов

Специальный приз жюри Берлинале, приз ФИПРЕССИ (1988)

Кадр из фильма «Комиссар» / colta.ru
Кадр из фильма «Комиссар» / Colta.ru

Это еще один изначально запрещенный к показу советский фильм, получивший известность на международной арене. Дипломная работа Александра Аскольдова, которую он снял еще в 1967 году по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», стала первой и последней полнометражной художественной картиной режиссера. После закрытого показа Аскольдова уволили со студии, а фильм потребовали уничтожить. Ценой невероятных усилий была сохранена единственная копия, которая стала доступна широкому зрителю в 1987 году на Московском кинофестивале. В феврале 1988-го состоялась международная премьера ленты. Награждение «Комиссара» специальным призом Берлинале стало главным событием фестиваля. «На волне политики горбачевской гласности Берлинале подтвердил важную роль фестиваля как форума для новых советских фильмов», – сказано в архивных записях смотра.

«Астенический синдром», режиссер Кира Муратова

Специальный приз жюри (1990)

Кадр из фильма «Астенический синдром» / kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Астенический синдром» / Kinopoisk.ru

Первый год работы фестиваля, когда показы конкурсных лент проходили и в Восточном, и в Западном Берлине, запомнился участием сразу двух советских картин – «Астенического синдрома» Киры Муратовой и «Караула» Александра Рогожкина. Главный приз тогда был разделен между двумя картинами – «Жаворонки на нити» Иржи Менцеля и «Музыкальная шкатулка» Коста-Гавраса, однако в конкурсе также принимали участие Педро Альмодовар, Оливер Стоун и Фолькер Шлендорф. Муратова получила спецприз, а Рогожкин был удостоен награды ФИПРЕССИ и приза Альфреда Бауэра, которым отмечают картины, открывающие новые пути в киноискусстве.

«Сатана», режиссер Виктор Аристов

Специальный приз жюри (1991) – совместно с лентой Марко Беллоккьо «Осуждение»

Кадр из фильма «Сатана»
Кадр из фильма «Сатана»

Берлинале продолжал изучать кинематограф Восточной Европы, и психологическая драма «Сатана» как нельзя лучше подходила для программы 41-го фестиваля, в жюри которого входили режиссеры Фолькер Шлендорф и Шанталь Акерман, композитор и художница Лори Андерсон и советский драматург Юрий Клепиков. Фильм Виктора Аристова стал одной из первых картин начала 1990-х годов, когда в стране резко сменились политические, экономические и моральные ориентиры.

«Слуга», режиссер Вадим Абдрашитов

Приз Альфреда Бауэра (1989)

Кадр из фильма «Слуга»
Кадр из фильма «Слуга»

«Слуга» – седьмой фильм главного кинематографического дуэта перестроечного социального кино, режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе, впоследствии отмеченный Государственной премией СССР. «То, что единственному советскому конкурсному фильму – «Слуге» Вадима Абдрашитова – главные конкурсные призы не достанутся, становится понятно довольно быстро. За последние два года Берлинский фестиваль явно пресытился советским кино; на пресс-конференции у Абдрашитова больше спрашивают про Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, чем про фильм, а председатель жюри Рольф Либерман, продюсер фильмов-опер, говорит, что фильм плохой, потому что герой Юрия Беляева неправильно дирижирует оркестром», – вспоминает киновед Алексей Гусев. Однако все это не помешало картине Абдрашитова получить приз за открытие новых путей в киноискусстве. Кроме того, в этом же году в программе «Форум», ориентированной на авангардный кинематограф, «выстрелила» первая советская эротическая мелодрама «Маленькая Вера» Василия Пичула.

«Бесконечность», режиссер Марлен Хуциев

Приз Альфреда Бауэра (1992)

Кадр из фильма «Бесконечность»
Кадр из фильма «Бесконечность»

Это самый длинный и не самый удачный фильм режиссера Марлена Хуциева, которому жюри 42-го Берлинале под руководством Анни Жирардо вручило приз за открытие новых путей в киноискусстве. «Фильм и вправду сделан как бы «оттуда», из бесконечности: фильм конца жизни, конца века, конца времен», – вспоминает кинокритик Алексей Гусев.

Тогда же в берлинском конкурсе показали «Ближний круг» Андрея Кончаловского, «Самостоятельную жизнь» Виталия Каневского и «Избранника» Михаила Калатозишвили, которые остались без наград. Впрочем, без берлинского «медведя» в тот год уехали и Мартин Скорсезе, Кеннет Брана и Дэвид Кроненберг.

«Год собаки», режиссер Семен Аранович

Специальный приз жюри (1994)

Кадр из фильма «Год собаки»
Кадр из фильма «Год собаки»

Российско-французская копродукция с Игорем Скляром и Инной Чуриковой в главных ролях для Берлинале стал свидетельством наступления в России нового времени, что и повлияло на вручение специальной награды с формулировкой «за новый взгляд на личные судьбы людей в изменившейся России». «Золотого медведя» в тот год получила драма «Во имя отца» Джима Шеридана, другими призами были отмечены фильмы Кена Лоуча, Кшиштофа Кесьлевского и Алена Рене. При этом в параллельных программах гости и зрители Берлинале-1994 могли увидеть «Увлеченья» Киры Муратовой, «Мы, дети XX века» Виталия Каневского и «Тихие страницы» Александра Сокурова.

«Как я провел этим летом», режиссер Алексей Попогребский

Лучшие актеры – Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, приз за выдающийся вклад в киноискусство оператору Павлу Костомарову (2010)

Это самый успешный российский фильм нового времени на Берлинском кинофестивале. Разыгранная двумя актерами – Григорием Добрыгиным и Сергеем Пускепалисом – драма о странных полярниках не оставила равнодушным жюри под руководством Вернера Херцога. Актеры получили «Серебряного медведя», а оператор ленты Павел Костомаров – приз за выдающийся вклад в киноискусство. Через три года в конкурсе Берлинале был показан еще один фильм, снятый Костомаровым, – «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова, однако он остался без наград.

«Под электрическими облаками», режиссер Алексей Герман-младший

Приз за выдающийся вклад в киноискусство операторам Евгению Привину и Сергею Михальчуку (2015)

Кадр из фильма «Под электрическими облаками»
Кадр из фильма «Под электрическими облаками»

Фантастическая драма об ощущении войны, снятая режиссером Алексеем Германом-младшим, вряд ли была в полной мере понятна жюри под руководством американца Даррена Аронофски, однако не отметить выдающуюся операторскую работу Евгения Привина и Сергея Михальчука они не смогли.