Российские лауреаты премии «Оскар»

Статуэтки премии «Оскар»/oscar.go.com

Утром понедельника по московскому времени станут известны обладатели премии Американской киноакадемии «Оскар». В этом году на награду в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» претендует российская картина «Мы не можем жить без космоса» режиссера Константина Бронзита. Мы верим в его победу и вспоминаем других российских лауреатов «Оскара».

«Разгром немецких войск под Москвой», режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин

Лучший документальный фильм, 1943

Снятый пятнадцатью фронтовыми операторами, документальный фильм о битве за Москву во время Великой Отечественной войны стал первой советской картиной, удостоенной премии Американской киноакадемии. Фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина, впервые продемонстрировавший зверства фашистских войск, настолько поразил США, что там его выпустили в прокат под названием Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»), а затем и наградили «Оскаром». В 1943 году за звание лучшего документального фильма боролось сразу 25 кинолент, из них премией, которая в целях экономии была сделана не из металла, а из гипса, наградили сразу четыре фильма. Помимо советской картины, обладателями «Оскара» стали «Битва за Мидуэй» Джона Форда, «Прелюдия к войне» Фрэнка Капры и «Линия фронта – Кокода» австралийца Кеннета Джорджа Холла.

«Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук

Лучший фильм на иностранном языке, 1969

Кадр из фильма "Война и мир"/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Война и мир» / Kinopoisk.ru

Киноэпопея Сергея Бондарчука по одноименному роману Льва Толстого стала лидером советского проката 1966 года, а затем начала свое шествие по десятками международных кинофестивалей и получила номинации на премию «Оскар» – причем сразу в двух категориях, что редкость для фильмов, снятых не на английском языке. Победа, правда, досталась только в одной номинации. Тогда в борьбе за «Оскар» «Война и мир» опередила «Мальчишек с улицы Пал» Золтана Фабри, «Девушку с пистолетом» Марио Моничелли, «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо и «Бал пожарных» Милоша Формана. Статуэтку от имени съемочной группы «Войны и мира» на церемонии вручения премии «Оскар» получала актриса Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.

«Дерсу Узала», режиссер Акира Куросава

Лучший фильм на иностранном языке, 1976

Кадр из фильма «Дерсу Узала»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дерсу Узала» / Kinopoisk.ru

Копродукция киностудии «Мосфильм» и третьего творческого объединения Японии по мотивам произведений советского путешественника, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева принесла нашей стране третий «Оскар». Главные роли в фильме об опасных приключениях в Уссурийской тайге исполнили Максим Мунзук и Юрий Соломин. Режиссером картины стал знаменитый японец Акира Куросава, а музыку написал Исаак Шварц. В 1976 году, когда «Дерсу Узала» был признан лучшим фильмом на иностранном языке, главный «Оскар» получила легендарная лента Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки».

«Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов

Лучший фильм на иностранном языке, 1981

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Москва слезам не верит» / Kinopoisk.ru

Лидер проката 1980 года и по-прежнему главная отечественная мелодрама о поиске настоящего мужчины на удивление оказалась понятна и американским киноакадемикам, которые в итоге выдали фильму Меньшова «Оскар». «Москва слезам не верит» на церемонии 1981 года обошла картины Иштвана Сабо, Франсуа Трюффо и Акиры Куросавы. Статуэтку за Меньшова, как известно, получали чиновники Госкино, и передали режиссеру этот приз только в 1989 году.

Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ)

«Оскар» за технические достижения, 1991

Вручение премии «Оскар»/nikfi.ru
Вручение премии «Оскар» / Nikfi.ru

В 1991 году, когда фильм Кевина Костнера «Танцующий с волками» с ним же самим в главной роли обошел в борьбе за главный «Оскар» третьего «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы и «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур, скромная награда за технические достижение в области кинематографа досталась НИКФИ за развитие стереоскопического, то есть 3D-кинематографа.

«Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков

Лучший фильм на иностранном языке, 1995

Кадр из фильма «Утомленные солнцем»/kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Утомленные солнцем» / Kinopoisk.ru

Драма «Утомленные солнцем» принесла Никите Михалкову вторую номинацию на премию «Оскар». До этого, в 1993 году, была номинирована его лента «Урга: территория любви», получившая «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Фильм тогда проиграл «Индокитаю» Режиса Варнье, который, кстати, в конце 1990-х годов снял в копродукции с Россией свой фильм «Восток – Запад», где одну из главных ролей сыграл Олег Меньшиков. Спустя два года после «Урги» Никита Михалков все-таки получил «Оскар», обойдя, в частности, тайваньского режиссера Энга Ли. В тот же год главную статуэтку получил «Форрест Гамп» Роберта Земекиса, а не скандальный фильм «Криминальное чтиво» Квентино Тарантино, который в последний момент буквальное увел у «Утомленных солнцем» «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1994 года.

«Старик и море», режиссер Александр Петров

Лучший короткометражный анимационный фильм, 2000

Анимационный фильм по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, созданный в характерной для Петрова технике живописи по стеклу, стал первым в истории анимационным проектом для кинотеатров формата IMAX и первым российским обладателем «Оскара» в не самой популярной у зрителей «мультипликационной» категории. Свою работу над фильмом ярославский режиссер Александр Петров провел в Канаде, которая в 2000 году предоставила «Оскару» трех из пяти номинантов в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».