Киноэпопея Сергея Бондарчука

Съемки фильма «Война и мир»/kinopoisk.ru

14 марта 1966 года на советские экраны вышла первая часть масштабного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», которая по итогам 1966-го стала лидером проката в СССР: картину посмотрело более 58 миллионов зрителей. Вспомним, как создавалась главная эпопея отечественного кинематографа.

«Никогда еще история кино не знала экранизации столь подробной и столь бережной в обращении с текстом подлинника», – писала о фильме Сергея Бондарчука историк кино Нея Зоркая. И с этим тезисом сложно поспорить даже современным зрителям, уже искушенным разнообразными экранизациями литературной классики. Недаром в российским обществе громкие споры вызвал недавний сериал ВВС «Война и мир», который, естественно, многие сравнивали с эпопеей Бондарчука – причем в пользу последней.

Советская «Война и мир», впрочем, случилась отчасти благодаря западному кинематографу. В 1959 году на экраны вышел американский фильм Кинга Видора с Одри Хепберн и Генри Фонда в главных ролях. Картина была так хорошо принята зрителями, что советские чиновники сразу же задумались об отечественной экранизации романа Толстого. До этого единственная кинопостановка «Войны и мира» была осуществлена в 1915 году режиссером Яковом Протазановым. В начале 1960-х к делу решили отнестись со всей серьезностью и снять фильм, который своим масштабом поразит не только отечественную, но и мировую киноиндустрию.

Постановщиком «Войны и мира» после долгих внутренних баталий стал Сергей Бондарчук, в 1959 году дебютировавший в режиссуре фильмом «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова.

Кадр из фильма «Война и мир»/kino-teatr.ru
Кадр из фильма «Война и мир» / Kino-teatr.ru

Работу над сценарием Бондарчук вместе со своим соавтором Василием Соловьевым начал в 1961 году, уже зимой 1962-го литературный сценарий четырех серий был принят «Мосфильмом», а в марте – одобрен министерством культуры, которое пообещало создателям «Войны и мира» всестороннюю поддержку и от других министерств и подведомственных учреждений.

В результате киноэпопея Сергея Бондарчука стала первым советским фильмом, материалы, реквизит и интерьеры для которого были предоставлены 58-ми музеями страны. Пошивом костюмов для картины при этом занимались Госплан СССР и министерство легкой промышленности, а «массовку» для батальных сцен, которыми славится фильм Бондарчука, выделило советское министерство обороны.

Впрочем, всесторонняя поддержка госорганов не могла справиться с внутренними проблемами съемочной группы. Изначально операторами фильма должны были стать Иоланда Чен и Александр Шеленков, но они отказались работать с Бондарчуком из-за его «режиссерского диктата». В итоге картину снимал молодой Анатолий Петрицкий, которого Бондарчук пригласил на «Войну и мир» после фильма «Мой младший брат» Александра Зархи.

Кадр из фильма «Война и мир»/ria.ru
Кадр из фильма «Война и мир» / Ria.ru

Именно Петрицкому принадлежит большое количество экспериментальных по тем временам решений, которые затем стали учебным пособием для целого поколения операторов. Так, некоторые сцены Бородинского сражения снимались с помощью камеры, укрепленной на канатной дороге, протянутой вдоль поля, а чтобы снять первый бал Наташи Ростовой, Петрицкий встал на роликовые коньки. Все это позволило придать картине невиданную до этого динамичность и масштабную перспективу изображения.

Не обошлось, однако, и без сложностей. Исходя из соображений патриотичности, «Войну и мир» решили снимать на экспериментальную цветную 70-мм пленку Шосткинского комбината, а не на зарубежный «Кодак». Преимуществом было то, что свою пленку можно было использовать в неограниченных количествах, забыв об экономии и сложном документальном сопровождении, необходимом для покупки зарубежного аналога. Позже съемочная группа вспоминала, что из-за низкого качества отечественной пленки некоторые эпизоды приходилось переснимать по 30–40 раз – в особенности сложные батальные сцены. Кроме того, слабая чувствительность пленки вынуждала создателей ставить дополнительные прожекторы даже для съемок при естественном свете. Из-за этого работа над картиной затянулась на несколько лет.

Кроме того, Сергей Бондарчук со свойственной ему скрупулезностью стремился снимать в подлинных интерьерах, на местах исторических событий. Естественно, особую постановочную трудность представляли сцены исторических сражений при Аустерлице, Шенграбене и Бородинской битвы, которые воссоздавались с особой тщательностью. План Бородинского сражения Бондарчук сначала разработал на бумаге, а уже затем въедливо осуществлял на съемочной площадке. Шенграбен и Аустерлиц снимали в Закарпатье с декабря 1962-го по май 1963 года. Бородино – под Дорогобужем Смоленской области.

Съемки фильма «Война и мир»/kinopoisk.ru
Съемки фильма «Война и мир» / Kinopoisk.ru

Съемки, пожалуй, самой масштабной в истории кино батальной сцены начались 25 августа 1963 года, в массовке тогда было задействовано около 15 тысяч человек, на постановку боя израсходовали 23 тонны взрывчатки, 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1,5 тысячи снарядов. При этом, как вспоминали участники этой непростой киноэкспедиции, съемки проходили по всем правилам безопасности.

Масштабная работа над почти восьмичасовым фильмом длилась в общей сложности шесть лет. За это время Сергей Бондарчук два раза был на грани смерти: в 1964 году, когда снимали первый бал Наташи Ростовой, режиссер перенес сердечный приступ, а в 1965-м – клиническую смерть.

Съемки фильма «Война и мир»/portal-kultura.ru
Съемки фильма «Война и мир» / Portal-kultura.ru

Именно в мае 1965 года советское министерство культуры, контролировавшее съемки, распорядилось спешно подготовить первые две серии киноэпопеи к премьере на Московском международном кинофестивале, где в итоге – в июне 1965-го – работа Сергея Бондарчука получила главный приз. После премьеры фильма на ММКФ, а затем и выхода первых двух серий («Андрей Болконский» и «Наташа Ростова») в прокат, работа над картиной продолжалась. Третью часть – «1812 год» – закончили 28 декабря 1966 года, в прокат она вышла 21 июля 1967-го. А заключительную серию масштабного кинополотна, «Пьер Безухов», завершили в августе того же года, и советские зрители увидели ее 4 ноября. В общей сложности фильм Сергея Бондарчука посмотрело 135 миллионов зрителей.

«Главная тема романа – патриотическая. Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами. Главное в «Войне и мире» – человеческие типы, носители русского национального характера, «скрытая теплота» их патриотизма. Все они, начиная от безвестного капитана Тушина, от незаметных героев, чьими общими силами и жизнями свершаются величайшие сдвиги истории, кончая главными фигурами повествования – Андреем Болконским, Пьером, Наташей, – все они близки к складу русского национального характера. Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи», – отмечал Сергей Бондарчук.

Его «Война и мир», несмотря на все сложности при производстве, по-прежнему остается главной экранизацией романа Толстого и, пожалуй, самой масштабной киноработой в истории мирового кинематографа. Это подтвердил не только небывалый зрительский успех, но и многочисленные призы международных кинофестивалей, а также американские премии «Золотой глобус» и «Оскар», которыми был отмечен фильм Сергея Бондарчука в 1969 году.