Завершился первый Уральский открытый фестиваль российского кино

Фото: Татьяна Андреева / РГ

Говорят, у нас слишком много кинофестивалей, вот только кино до зрителя, несмотря на это, не доходит. А здесь, на первом Уральском кинофестивале российского кино, наконец-то дошло. В доказательство тому – полные залы, набитые публикой под завязку, где сидели и стояли даже в проходах утром и вечером. В доказательство – немного цифр.

93 фильма в 8-ми городах на 16-ти площадках посмотрело 32 тысячи зрителей – и это только по билетам. По словам организаторов, 28 тысяч зрителей при этом проникли в залы без билетов.

Честь вручить самый первый приз Уралкинофеста выпала «Российской газете». Специальную награду картине «Его дочь» якутского режиссера Татьяны Эверстовой вручили кинокритик Валерий Кичин и замредактора отдела «Культура» Анастасия Скорондаева. Ослепительно красивый автобайопик, созерцательный рассказ о жизни маленькой девочки в якутских степях в эпоху правления Брежнева, стал, пожалуй, одним из главных открытий фестиваля. Он также взял приз за лучший дебют.

После этого объявили победителя в категории «Приз зрительских симпатий». Им стал фильм «Частное пионерское 2» режиссера Александра Карпиловского. Вручая приз, министр культуры Свердловской области Павел Хреков честно признался, что сомневался, придут ли зрители. Как выяснилось, опасения были абсолютно напрасны.
Затем наконец стали выдаваться награды, присужденные жюри, которое возглавлял Владимир Меньшов. Кроме него, в команду вошли Алексей Федорченко, Елена Дюффорт и Елена Стишова.

Наибольшее число наград – Гран-при, приз Гильдии кинокритиков и приз за лучшую операторскую работу – взял фильм «Коробка», снятая в клиповой манере, это сказка о проблеме межнациональных отношений в отдельно взятом дворе и ее решении посредством проведения футбольного турнира. Создатели, режиссер Эдуард Бордуков и продюсер Михаил Дегтярь, не без гордости заявили, что хотя кино это задумывалось как зрительское, оно победило на всех фестивалях, в которых участвовало. А в прокате провалилось. Что для зрительского кино, видимо, не беда. По поводу операторского трофея Бордуков отметил, что Павел Емелин его полностью заслужил, так как за время съемок, в числе прочего, похудел на 15 килограммов.

Лучшим режиссером признан Михаил Местецкий, автор «Тряпичного союза». До церемонии он, как и многие другие лауреаты, не дотерпел, улетев по делам. Лучшую женскую роль, по мнению жюри, исполнила Нанули Сараджишвили из доброй, но не дотягивающей, конечно, до уровня Данелия комедии о грузино-осетинской дружбе «Тэли и Толи». Лучшая мужская роль – Алексей Гуськов в фильме «Находка», который поблагодарил публику, прислав видеообращение. С выбором спорить трудно, но о присутствии в конкурсе Сергея Безрукова и картины его жены «После тебя» члены уважаемого жюри, кажется, забыли. Хотя именно в этой номинации рассчитывать на статуэтку у Безрукова были основания.

Специальный приз жюри достался работе Владимира Хотиненко в формате ток-шоу «Наследники» – с формулировкой «За инновационное художественное решение актуальной политической темы».

Зрительские симпатии – а в числе зрителей было немало пожилых людей – ожидаемо оказались на стороне детской картины режиссера Александра Карпиловского о светлой и солнечной стороне советского прошлого «Частное пионерское 2».

Также Гильдия кинокритиков настолько прониклась любовью ко всем представленным в конкурсной программе фильмам, что одним своим «Белым слоном» не ограничилась, вручив еще два диплома. Первый – тому же «Частному пионерскому 2». Второй – «Побегу из Москвабада» Дарьи Полторацкой.

Директор фестиваля Владимир Макеранец закрыл фестиваль на очень радостной ноте: решение о втором Уральском открытом фестивале российского кино уже принято. Ему – быть.

Текст: Алексей Литовченко