Вячеслав Тельнов: «Ялтинская киностудия будет построена за два года»

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Подходит к концу Год российского кино. Позади премьеры громких проектов, поддержанных министерством культуры, питчинги, определившие основные направления госфинансирования, а также запуск первого международного кинофестиваля в Крыму «Евразийский мост». Впереди работа над возрождением Ялтинской киностудии. Проблемы российской киноиндустрии обозреватель «Известий» обсудил с директором департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеславом Тельновым.

Как вы оцениваете промежуточные итоги Года кино?

В целом положительно. Помимо мероприятий, которые в этом году проходят под знаком Года кино, очень важна кинофикация городов с населением до 100 тысяч человек. У нас охвачены практически все регионы. Впервые государственные деньги вкладываются именно в развитие киносети в провинции. Условие – 50 процентов показов должно приходиться на российские фильмы.

Сколько регионов уже охвачено?

На конец сентября за счет средств федерального бюджета уже переоборудовано 67 кинозалов в 33-х регионах. Количество зрителей превысило 360 тысяч. Здесь статистика говорит сама за себя. Всего до конца года планируем переоснастить 143 кинозала, на этом мы не остановимся, программа будет продолжаться и в следующем году.

Каков объем запланированного финансирования?

Где-то порядка 1,5 миллиардов рублей, как и в этом году. Надеюсь, что эти цифры не изменятся. К концу 2017 года потратим их на открытие более 400 залов в 82-х регионах.

Как вы оцениваете результаты прошедших питчингов?

В этом году мы профинансируем 26 фильмов режиссеров-дебютантов. Такого никогда не было. Идея сделать упор на дебюты была поддержана министром культуры Владимиром Мединским.

Дебютов поддержали много, а вот количество профинансированных детских фильмов сократили…

За последние 2-3 года жанр детского кино, что скрывать, потерян. Эффективность господдержки, признаем, оказалась не так хороша. Бывает, что фильм снимается о детях, но не для детей. За эти три года у нас не вышло ни одной сказки. Здесь надо много о чем думать, но бросать детское кино мы не собираемся.

На какие из будущих проектов вы возлагаете наибольшие надежды?

Ждем выхода фильмов «Ледокол» и «Викинг». По результатам их прокат должен быть сопоставим с «Экипажем». И, конечно, ленту «28 панфиловцев», которая снималась на народные деньги и на средства Минкультуры. В целом доля российского кино в 2016-м будет больше, чем в 2015-м.

Одним из самых громких событий стало открытие нового кинофестиваля «Евразийский мост». Какой смысл министерству поддерживать еще один региональный фестиваль? Их и так немало в России.

Наоборот, Москва и Петербург несколько перенасыщены фестивалями. И не все из них такие же эффективные, как в регионах.

В чем измеряете эффективность?

В зрительской активности. Для людей в провинции такие события – просто праздник. Ведь к ним приезжают звезды, продюсеры, показывают хорошие фильмы. Если будут интересные инициативы от регионов и они, как крымчане, подкрепят их софинансированием, мы готовы и дальше работать в этом направлении.

Что необходимо сделать для развития кинематографии в Крыму?

Для начала – восстановить Ялтинскую киностудию и регулярно проводить международный кинофестиваль. Важно, чтобы появлялись рабочие места для жителей Крыма. Этому помогут курсы при киностудии.

Проект возрождения киностудии сейчас разрабатывает Союз кинематографистов и лично Никита Михалков. Могут ли появиться альтернативные концепции?

Министерство не планирует самостоятельно делать концепцию. О других не знаю. Думаю, что у Никиты Сергеевича будет внятная, рабочая, деловая программа. Он будет докладывать ее высшему руководству страны в конце года. Я его концепцию пока не видел. Самое главное – инвестиционный план, то есть откуда брать деньги. Надеюсь, что у Михалкова есть соображения по этому поводу.

Если концепция будет одобрена, когда войдет в строй Ялтинская киностудия?

Если к началу 2017 года будут получены все согласования и найдутся источники финансирования, Ялтинскую киностудию построят в течение двух лет. Кинематографисты любят приезжать в Крым. Мы должны создать все условия, чтобы им было комфортно там работать. А поскольку цены в Крыму ниже европейских в 2-3 раза, это выгодно для всех.

Планируются ли в Крыму налоговые льготы для кинопроизводителей?

Будем прорабатывать с руководством Крыма этот вопрос. Может быть, например, реализована некая схема возврата денег, потраченных компаниями на съемки в Крыму. Во всем мире есть подобная практика ребейтов, но мы только сейчас начинаем это прощупывать. Помимо Крыма существует еще несколько регионов, привлекательных для кинематографистов, там тоже попробуем этот опыт внедрить.

В Крыму действует закон о свободной экономической зоне. Однако на данный момент кинематография не входит в список сфер бизнеса, которые могут рассчитывать на сниженное налогообложение. Планируется ли исправить это?

Этот вопрос, наверное, будет отдельно выноситься на обсуждение, поскольку затрагивает и Минфин, и другие министерства – как федеральные, так и Республики Крым. Сейчас мы прорабатываем в первую очередь вопрос ребейта.

Как западным кинокомпаниям, которые захотят снимать в Крыму, обходить санкции?

Это сложный политический вопрос. Не знаю. Проблема, конечно, существует. Ее надо обсуждать, решать. Но видите, фестиваль проходит, приезжают западные кинематографисты. Я не думаю, что они попадут под санкции.

В чем вы видите главные проблемы киноиндустрии в России? И каковы в этой связи задачи министерства культуры?

Самая главная задача – привлечь зрителя на российское кино. Пытаемся это сделать вместе с Фондом кино. И у нас получается. Да, с переменным успехом. Но во всяком случае за последние четыре года доля российского кино выросла. А проблема – нехватка качественных сценариев и хороших режиссеров. Но и эту проблему мы тоже решаем. Отечественной киноиндустрии оказывается серьезная поддержка на высоком государственном уровне.

Справка «Известий»

Вячеслав Тельнов работал старшим администратором на «Ленфильме», коммерческим директором киностудии Первого и экспериментального фильма, директором Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. В 2007 году стал генеральным директором ОАО «Киностудия «Ленфильм». С 2011 года – директор департамента кинематографии Министерства культуры РФ. Заслуженный работник культуры РФ, член правления Союза кинематографистов РФ.