Сто дней в арктическом плену – фильм «Ледокол» о героях мирного времени

Поделиться
Твитнуть

20 октября в широком российском прокате стартует «Ледокол» – фильм-катастрофа о подвиге советских полярников в антарктических льдах.

Эти драматические события, случившиеся в начале 1985 года, до недавнего времени были почти забыты. Тогда команда судна «Михаил Сомов» под управлением капитана Валентина Родченко провела более ста дней в ледовом антарктическом плену при нехватке провизии, воды и электричества, дрейфуя в полярной ночи при температуре ниже -20 градусов без связи с большой землей, и была благополучно вызволена подоспевшим на помощь ледоколом «Владивосток». За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, капитан Родченко был награжден званием Героя Советского Союза.

В 1995 году Родченко вышел на пенсию и до нынешнего года о нем почти не вспоминали, если бы не «Ледокол» – дорогой и масштабный фильм режиссера Николая Хомерики, прежде работавшего исключительно в нише малобюджетного авторского кино, которое практически не добиралось до кинотеатров. Времена изменились, и сегодня так называемые фестивальные режиссеры успешно снимают кино для самой широкой аудитории.

Все больше набирают популярность истории простых, прежде ничем особо не выделявшихся людей. Они рискуют собой, спасают других, проявляя отвагу, находчивость и целеустремленность, становясь настоящими героями без приставки «супер».

Когда-то, более полувека назад, такое кино было очень популярно в нашей стране. Но в какой-то момент подвиги колхозников, сталеваров, шахтеров и строителей БАМа зрителю приелись, перестройка и 90-е принесли других героев и другое кино. Теперь все возвращается.

Вот, например, в США мода на такое кино никогда и не уходила. Буквально месяц назад на экраны вышло «Чудо на Гудзоне» режиссера Клинта Иствуда – перенесенная на киноэкраны реальная история капитана воздушного судна Чесли Салленбергера, который стал национальным героем. В январе 2009 года он смог посадить на воду самолет, у которого отказали два двигателя.

Три года назад 6 номинаций на «Оскар» получил фильм «Капитан Филлипс», в котором герой Тома Хэнкса, капитан контейнеровоза, бросал вызов сомалийским пиратам. У этого персонажа также был свой реальный прототип. И таких фильмов можно вспомнить много. Их герои – представители мирных профессий, а внимание зрителей приковывают не экшн-сцены и не спецэффекты, а напряженная борьба человека с большой и очень реальной опасностью.

У нас последним таким масштабным, коммерчески успешным фильмом был, пожалуй, «Экипаж» 1979 года режиссера Александра Митты, который тогда посмотрело в кинотеатрах свыше 50 млн зрителей. Примечательно, что 30 с лишним лет спустя спрос массового зрители на «рядовых» героев вернул тоже «Экипаж» – с похожим сюжетом, но уже режиссера Николая Лебедева.

Эти 30 лет между двумя «Экипажами» массовый зритель восхищался солдатами, бандитами, ментами, роковыми красотками, супергероями и борцами со всевозможной фантастической нечистью. Кино стремилось всеми силами отвлечь нас от скучной повседневности и ее будничных персонажей.

Даже космонавты, пожарные или врачи уже не казались людьми героической профессии, а все больше становились похожими на простых смертных. Основываясь на статистике кинотеатров, можно составить свою двадцатку популярных у зрителей отечественных фильмов. На первом месте будет кино военное («Сталинград», «9 рота»), потом – фантастическое («Дозоры», «Вий»), историческое («Адмиралъ» и в известной степени – «Турецкий гамбит») и романтическое («Ирония судьбы. Продолжение»). Популярно также семейное кино («Елки»), мультфильмы («богатырская» франшиза) и комедии («Самый лучший фильм», «Наша Russia: яйца судьбы»).

Первым признаком того, что зритель и кино начали меняться, стал успех «Легенды № 17». Спортивные драмы у нас почти никогда большой популярностью не пользовались – это скорее голливудский жанр. Но сказалась та самая потребность в герое из народа. В данном случае – Валерии Харламове, простом советском хоккеисте, который в мирное время и мирными способами смог доказать всему миру, что в нем и его команде скрыт героический потенциал.

Вслед за этим на экранах появились «Чемпионы», рассказывающие о подвигах российских олимпийцев. Впереди нас ждут «Землетрясение», посвященное событиям в Армении 88-го и ленты о подвигах космонавтов «Время первых» и «Салют-7». В разработке находится «Второй гидроагрегат», рассказывающий о спасателях на Саяно-Шушенской ГЭС.

У всех тех картин, что уже сняты, есть кое-что общее – они сделаны при поддержке Фонда кино. Главный в сегодняшней индустрии инвестор – государство – готов платить за духоподъемные ленты для широкой аудитории, без экстремальных сцен, «чернухи», политических противоречий и с разумными бюджетами. Интерес к отечественной истории также всячески поощряется. И это первая причина того, что таких фильмов стало больше.

Но главное все-таки в другом. Какое время – такие и герои. Те, кто ходит в кино сегодня, живут размеренной, стабильной жизнью. Зрителям хочется верить, что супергерой внутри каждого только и ждет своего часа, чтобы спасти окружающих, заслужив, наконец, восхищение, любовь и признание.

Хочется осознавать, что общество, в котором мы живем, не так плохо, как нам порой кажется, и что в роковую минуту близкий человек готов подставить крепкое плечо и протянуть руку помощи, забыв про эгоизм и былые мелкие ссоры. И эта роковая минута может наступить внезапно, для этого не обязательно ждать нашествия инопланетян.

Чем реалистичнее история, тем проще отдаться иллюзии, а если в основе и вовсе лежат исторические факты, то не поверить просто невозможно. И «Ледокол» напоминает нам именно об этом: что в жизни всегда есть место подвигу. Главное – верить в себя и в свою команду.

Текст: Павел Гайков

ИСТОЧНИКРИА Новости
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter