В галерее РОСИЗО на ВДНХ открылась выставка «Время кино»

Поделиться
Твитнуть
Фото: Михаил Синицын / РГ

На ВДНХ снова звучат речи рабочих и крестьян, советских солдат, офицеров, ученых и летчиков. Организаторы выставки «Время кино» в здании № 66, где расположился зал РОСИЗО, связали героику и романтичность нашего кинематографа воедино с достижениями нашего поп-арта.

«Мы хотели приблизить обычного, рядового зрителя из-за Бульварного кольца к современному искусству. Проще говоря, объяснить нашим мамам и бабушкам, первым зрителям «Весны на Заречной улице», что искусство не только отвечает на вопрос «ты рисовать умеешь?», но и поднимает более сложные темы», – говорил на открытии выставки ее куратор, главный художник Первого канала Дмитрий Ликин. Он отвечает тут за изобразительное искусство, а фильмы подбирал историк кино Михаил Трофименков.

Выставка выстроена не по хронологии, а по разделам, предлагая посетителю схему, ориентированную на частное, интимное переживание «веяний времени», с помощью современного искусства она пытается создать метафорические портреты разных эпох. «Время перемен», «Время пропаганды», «Время энтузиазма» – в каждом разделе тут сходятся взгляд кинохудожника на происходившее в стране и просто художника, движимого своей идеей, сочетающейся с кино той или иной эпохи.

Полотна и объекты в экспозиции размещены в небольших отсеках – иногда слишком небольших, чтоб оценить замысел автора и идею куратора, иные картины просто не разглядеть с полутора метров. Кинокартины смотреть явно удобнее: на большом экране в темных залах идет нарезка главных эпизодов, скажем, «Нескольких дней из жизни Обломова», и в тут же устроенной нише можно в наушниках, без посторонних шумов послушать героев Табакова и Соловей.

Во «Времени хрупкости» усилиями Ильи Кабакова (панно «Чей это ковшик?» – кухонный ковш на гвозде и письменный диалог каллиграфическим почерком) и Виктора Пивоварова с альбомом «Шаги механика» о разошедшейся по отдельным листочкам мечте об отдельно взятом быте – подчеркиваются попытки человека создать свой мир. Подверстав к этой теме фильмы «Звонят, откройте дверь», «Печки-лавочки», «Еще раз про любовь» и даже «Служили два товарища», авторы выставки отвечают на вопрос о том, почему наш человек всегда и во что бы то ни стало прорывался к хрупкому «своему», к частному.

Такие прорывы к сути разных эпох, по мысли кураторов, приближают нас к пониманию того, почему эти эпохи нам дороги, что нас в них объединяет.

А объединять может и страх: во «Времени перемен» пространства фильмов из 90-х «Брат 2» и «Маленькая Вера» совмещены с серией на шелках «Исламский проект» группы AES+F, где башни Саграда Фамилия уже стали минаретами.

И эти «перемены» художники предвидели еще в 2000-м.

Текст: Андрей Васянин

ИСТОЧНИКРоссийская газета
ПОДЕЛИТЬСЯ
Facebook
Twitter